Юнит-экономика включает для расчета ключевые метрики:
- стоимость привлечения клиента (CAC);
- пожизненная ценность клиента (LTV);
- средний доход на пользователя (ARPU);
- средняя выручка на клиента (ARPC);
- стоимость целевого действия (CPA);
- затраты на производство товара (COGS).
CAC, LTV и ARPUВ юнит-экономике используется когорта, т. е. для анализа данных берется группа клиентов, привлеченных в определенный период.
CAC рассчитывается по формуле:
CAC = Маркетинговые затраты / Число привлеченных покупателей за определенный период.
Пример: кофейня потратила 50 тысяч рублей на рекламу и привлекла 1 тысячу человек, из них 70 клиентов посетили заведение и сделали заказы. CAC в этом случае составит 714,29 рубля (50 000 / 70).Важно! Если необходимо оценить не покупку, а другое действие (регистрацию, подписку и т. д.), используется метрика
CPA (стоимость привлечения действия). Рассчитывается она по аналогичной формуле.
Когорта для
LTV представляет собой период, в течение которого клиент совершает значимые для компании действия. Его формула:
LTV = ARPU × Lifetime,
где:
ARPU – средний доход с пользователя;
Lifetime – время, в течение которого клиент взаимодействует с компанией.
В свою очередь,
ARPU рассчитывается так:
ARPU = Общий доход / Количество активных клиентов.
Пример: портал с фильмами и сериалами привлек 2500 новых пользователей, из которых 200 оформили премиум-подписку, что принесло 78 тысяч рублей дохода. ARPU в этом случае составит 390 рублей (78 000 / 200). Премиум-подписка оформляется на 5 месяцев. Таким образом, значимый период времени равен 1 950 рублей (390 × 5).Другой способ расчета LTV:
ARPU – ARPC (доход с клиента) × С (коэффициент конверсии).
Когда мы рассчитали LTV и CAC, можем определить их соотношение. Оно показывает, насколько эффективно компания привлекает клиентов через текущие маркетинговые каналы. Например, если CAC составляет 600 рублей, а LTV — 2400 рублей, то отношение LTV к CAC равно 4.
Считается, что любое соотношение LTV к CAC, превышающее 3, является хорошим показателем эффективности привлечения клиентов. Эту пропорцию предложил инвестор Дэвид Скок, и изначально она использовалась для оценки рентабельности SaaS-решений, но теперь ее применяют в различных моделях бизнеса.
Проследим это на примере литературного портала (онлайн-книги, аудиокниги, подкасты, заказы бумажных экземпляров). Стоимость подписки составляет 490 рублей в месяц. После вычета 25 % на оплату правообладателя каждый клиент приносит 367,5 рубля в месяц. Учитывая, что LTV равен 6 месяцам, каждый клиент в среднем приносит платформе 2205 рублей.Если 6 % посетителей, привлеченных рекламой, оформляют подписку, то из 240 тысяч посетителей подписку оформят 14 400 человек. Таким образом, доход с одной подписки составляет 39,18 рубля.
Если расходы на подписку в месяц составляют 7 миллионов рублей, то, поделив это число на доход с одной подписки (39,18 рубля), можно определить, что необходимо привлечь 178 663 клиентов, чтобы литературная платформа стала более прибыльной в текущих условиях.
ARPC и ARPU — CPAДля расчета этой формулы используются дополнительные показатели:
- COGS (стоимость товара) — затраты на производство, доставку или настройку продукта;
- 1COGS — затраты на всевозможные акции, скидки, подарки и т. д.
ARPC — это выручка, которую приносит один клиент за определенный период, обычно за месяц. Рассчитывается по формуле:
ARPC = (Средний чек – COGS) × Среднее количество покупок клиента – 1COGS
Пример: средний чек в ресторане быстрого питания составляет 1500 рублей (включая скидку в размере 50 рублей на вторую порцию наггетсов), себестоимость двух порций наггетсов — 200 рублей, а клиент покупает их три раза в месяц. Таким образом, ARPC = (1 500 – 200) × 3 – 50 = 3 850 рублей.ARPU – CPA означает средний доход с одного пользователя с учетом затрат на рекламу. Для расчета CPA используется формула:
CPA = Маркетинговые затраты / Количество привлеченных клиентов.
Пример: если компания потратила 200 тысяч рублей на рекламу и привлекла 800 клиентов, то CPA составит 250 рублей. Если доход с одного пользователя равен 500 рублям, то при учете CPA компания зарабатывает лишь 250 рублей с каждой продажи.