Оборачиваемость товара

7 августа 2024
Автор: команда

Содержание:

В группу ключевых показателей эффективности предприятия входит оборачиваемость товаров. Она дает понять, сколько раз происходит продажа товара за конкретный временной промежуток. Чем выше показатель, тем больше скорость реализации, следовательно, бизнес быстрее получает прибыль.

Оборачиваемость помогает спланировать нужный объем закупок, параметры скидочной кампании, спрогнозировать предзаказы. Рассмотрим подробнее, для чего нужен этот показатель, как его правильно посчитать, провести анализ и чем он отличается от других.

Больше новостей и полезных статей о бизнесе на маркетплейсах читайте в Телеграм-канале Yunu.

Что такое оборачиваемость товара?

Это весомый показатель, отражающий скорость реализации продукции в магазинах и на складах. Оборачиваемость показывает, сколько раз продается товар за определенный период времени. Обычно в расчетах используют срок, равный одному месяцу, кварталу или году. Это помогает держать под контролем запасы и разумно оценивать эффективность продаж.

  1. Оборачиваемость измеряется в днях. Чем меньше срок между закупкой товара и его продажей, тем лучше показатель. Высокая скорость реализации говорит о правильном управлении запасами и успешности ведения бизнеса. Анализ дает понять, насколько хорошо продаются остатки и как быстро формируется прибыль.

Необходимость подсчета оборачиваемости товара

Скорость превращения товара в деньги оценивается с помощью этого показателя. Низкая оборачиваемость может свидетельствовать о том, что на складе хранится много продукции, которая не реализуется, или темпы продаж недостаточно высоки. Это может привести к убыткам, особенно если речь идет о товарах с небольшим сроком годности. При высокой оборачиваемости остатки минимальны, что повышает риск упущенных продаж из-за отсутствия продукции в наличии. Поэтому важно поддерживать баланс.

Благодаря оборачиваемости товаров определяется оптимальный объем партий, которые нужно закупать у поставщиков или производить. При высоком значении показателя размеры можно увеличить. Это снизит затраты на закупку. При низкой оборачиваемости размер поставок нужно сократить, чтобы избежать возможных потерь, например, из-за истечения срока годности продукции, потери актуальности сезонного товара или выхода из моды.

Расчет производится для конкретной категории продукции отдельно. Так, оборачиваемость пищевых товаров и текстиля нельзя будет сравнить, поскольку у них разный срок реализации. Еда продается быстро, у нее небольшое время хранения. Одежда и другие товары из ткани могут долго храниться без потери своих свойств и качества.

  • Расчет и анализ оборачиваемости – база для оптимизации закупочных процессов, хранения и реализации продукции. Грамотно вычисленные показатели и составленные прогнозы приведут к увеличению прибыли компании.

Как рассчитать

Чтобы определить оборачиваемость, необходимо располагать следующими данными:

  • Средняя стоимость запасов за период. Чтобы посчитать значение этого показателя, нужно сложить объемы продукции в денежном выражении на начало и конец рассматриваемого временного промежутка, затем разделить на два. (ССз)
  • Сумма продаж за исследуемый промежуток времени. Может быть представлена себестоимостью или итоговой выручкой. (СП)
  • Количество календарных дней в периоде. (Д)
  • Количество товаров, представляющих ассортимент. (Кт)
  • Средняя стоимость единицы продукции. Нужно сложить все имеющиеся цены и разделить их на количество товаров. (ССе)

В зависимости от цели расчетов используют две формулы:

  1. От = (ССз х Д) / СП. Этим способом определяют, какое количество суток требуется для одного оборота запасов продукции.
  2. Коэффициент От = СП / ССз. Так определяют, сколько оборотов сделал товар в рассматриваемом периоде.

Эти понятия нужно разграничивать. Оборачиваемость показывает, сколько раз реализовали продукцию за исследуемый период, а коэффициент — сколько выручки приносит каждый вложенный в товар рубль. Они схожи на первый взгляд, однако рассматривают скорость реализации с разных сторон.

Специалистами западной школы чаще применяется расчет коэффициента оборачиваемости через выручку. Российские аналитики производят вычисления по себестоимости продаж. Считается, что этот вариант более точный, поскольку он исключает искажение результатов при изменениях торговых наценок.

Рассмотрим пример. За месяц магазин одежды продал толстовок на сумму 500 000 рублей, средний запас – 250 000. Коэффициент оборачиваемости будет равен 2. То есть за месяц товар был продан и куплен заново дважды.

Кроме этого, есть дебиторская задолженность — показатель деятельности предприятия, в отношении которого можно рассчитать коэффициент оборачиваемости. Он показывает, насколько быстро покупатели оплачивают свои счета.

В отдельных случаях требуется посчитать оборачиваемость товара в днях. Это можно сделать, применив следующую формулу:

От в днях = Количество суток в периоде / Оборачиваемость за период


Подсчеты можно проводить через номинальное число товаров или их стоимостное выражение. Для анализа в целях дальнейших закупок удобнее использовать количество продукции. При оценке финансовых показателей опираются на денежное выражение.

Показатели оборачиваемости являются одними из основных инструментов эффективного управления товарными запасами. Они помогают легко проанализировать ситуацию и сделать выводы на основе полученной информации. Важно правильно посчитать и выбрать первичные данные.

Нормы оборачиваемости товара

Показатель обладает установленными значениями. Они считаются оптимальными для конкретной продукции или группы товаров. Могут быть определены отраслевыми стандартами, анализом конкурентной среды, экспертных рекомендаций или собственного опыта компании.

Каждая отрасль и территория имеет свои нормы оборачиваемости товара, они могут существенно различаться. Так, в продуктовых супермаркетах этот показатель значительно выше, чем в магазине бытовой техники. В мегаполисе оборачиваемость может быть ниже, чем в небольших городах. При анализе показателя важно учитывать внешние факторы, влияющие на производство и реализацию продукции.

Нормы оборачиваемости товара зависят от следующих параметров:

  • спрос на продукцию;
  • срок годности товара;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • наличие товаров-заменителей;
  • сезонность производства и реализации продукции;
  • условия и сроки поставки;
  • ценовая политика компании.

Оборачиваемость демонстрирует, за какой срок будет распродан полный запас со склада. Если она составляет, например, 10 дней, значит, за это время весь товар будет или должен быть реализован.

Высокая оборачиваемость говорит о том, что бизнес активно работает, продукцию хорошо покупают. Низкая означает, что реализация происходит медленно. Процесс конвертации товаров в выручку заторможен. Это может нарушить закупочные процессы и привести к потерям продукции с небольшим сроком годности.

Например, для интернет-магазинов и маркетплейсов оптимальным значением оборачиваемости считается 60 дней с порогом от 30 до 90 суток. При выходе за эти пределы необходимо предпринимать меры по урегулированию и проанализировать, что пошло не так. В крупных компаниях этим занимаются специальные службы, а небольшие предприятия привлекают сторонних специалистов.

Анализ оборачиваемости товара

Предприятию необходимо учитывать, как быстро их продукция реализуется. Мало просто посчитать оборачиваемость товара, нужно провести грамотный анализ и сделать из этого правильные выводы. Процедура проходит в несколько этапов:

  1. Определение периода – месяц, квартал, год. Срок выбирается исходя из целей анализа. Для планирования ближайших закупочных процедур можно использовать месяц или квартал. Для обширной аналитики подойдет год или несколько лет, чтобы оценить динамику.
  2. Сбор и структурирование данных о запасах и продажах за выбранное время. Обзор и приведение в системный вид первичной документации для удобства расчетов помогает сделать анализ проще и не допустить ошибок из-за неудобства восприятия информации.
  3. Расчет оборачиваемости товара. Выполнив предыдущие пункты, производим необходимые вычисления и оформляем полученный результат.
  4. Оценка полученных значений. Делаем выводы на основе итоговых данных. Обозначаем возможные пути решения проблем, которые были выявлены.

Например, нужно проанализировать оборачиваемость ноутбуков производителя, с которым магазин техники начал сотрудничать полгода назад. За это время было продано 200 единиц. В начале было закуплено 80 ноутбуков, а остаток на конец периода составил 20.

Средний объем запасов = (80+20) / 2 = 50
Оборачиваемость = 200 / 50 = 4.
В днях этот показатель составил 46 суток.

Из полученной информации следуют выводы:

  • Оборачиваемость ноутбуков составляет 4 раза в год. Для данной сферы это хороший показатель. Значит товар пользуется спросом, его продажи достаточно эффективны.
  • Оборачиваемость товара 46 дней. Примерно за 1,5 месяца ноутбуки с одной закупки полностью раскупают. Показатель в норме, но срок можно немного повысить, чтобы минимизировать возможные риски внезапного роста спроса на этот товар. Например, в сезон перед началом учебного года.

Заключение

Оборачиваемость товара – важный рычаг управления процессами продаж и закупок в компании. Он наглядно показывает, сколько нужно времени на полное прохождение продукцией одного цикла реализации. Для каждой сферы и группы норматив показателей разный.

Коэффициент оборачиваемости товаров показывает, сколько дней нужно для совершения одного цикла реализации. Если рассматривать в денежном выражении, то он отражает, сколько выручки принесет каждый вложенный в продукт рубль.

Анализ оборачиваемости товара позволяет выявить проблемы в управлении запасами и повысить эффективность бизнес-планирования. Это помогает снизить риск убытков и увеличить прибыль компании в долгосрочной перспективе.