Выход на маркетплейс способен значительно улучшить положение продавца на рынке. Это обусловлено несколькими преимуществами таких площадок:
- Большой аудиторией. Сегодня маркетплейсами пользуются миллионы россиян. Чтобы рекламировать свой товар на такую большую аудиторию самостоятельно, потребуется вложить немалые средства в продвижение.
- Готовыми бизнес-процессами. Интернет-площадки предлагают партнерам отлаженные схемы работы. Продавцу не придется думать, как наладить продвижение или представить новый товар, специалисты маркетплейса уже сделали это за него.
- Упрощенной логистикой. Выбрав схему сотрудничества FBO, можно поручить доставку и хранение товара площадке, а выбрав надёжного фулфилмент-партнера по схеме FBS, можно пользоваться преимуществами этой модели и не тратить лишнего на складскую и логистическую инфраструктуру. В некоторых случаях обе эти схемы позволяют сэкономить на организации своего отдела логистики.
Данные плюсы являются общими для всех категорий товаров. Но существуют и специфичные именно для косметики:
- Сейчас на маркетплейсах наблюдается растущий спрос на товары в сферах красоты и ухода за собой. Так, за 2023 год число покупок косметики за вычетом парфюмерии увеличилось на 19 %, а за 2024-й — на 10 %. Сильнее всего выросла реализация кремов для лица. В 2024 году их покупали на 10 % активнее, чем в 2023-м.
- Работа на маркетплейсах позволяет сделать собственный бренд более узнаваемым. Еще несколько лет назад покупатели искали товары и производителей в поисковых системах, а сегодня они больше доверяют конкретным площадкам. Поэтому продавец, добившийся определенного успеха на маркетплейсе, может рассчитывать на пассивное продвижение.
- Онлайн-площадки являются хорошим полем для экспериментов. Поставить пробную партию товара в физический магазин довольно сложно. А на маркетплейсе такой эксперимент не представляет сложностей. Продавец может отгрузить ограниченное количество товара, а затем наблюдать за продажами и реакцией покупателей.
Некоторые селлеры отмечают, что структура спроса в физических магазинах и на маркетплейсах значительно различается. Например, в интернете большей популярностью пользуются лаки базовых оттенков без уникальных эффектов. В офлайн-магазинах, наоборот, покупатели чаще ищут необычные товары, которые можно увидеть своими глазами. Разумеется, данное наблюдение не должно восприниматься как закон рынка. Структура спроса на товары у каждого продавца может отличаться от конкурентов.
Однако, помимо весомых плюсов, торговля косметикой на маркетплейсах несет и определенные риски. Они связаны со следующими обстоятельствами:
- на каждой площадке присутствует множество продавцов-конкурентов с аналогичным товаром;
- покупатель не имеет возможности понюхать и потрогать товар (что особенно важно, например, для парфюмерии);
- необходимо тщательно упаковывать косметику, поскольку флаконы с ней легко бьются.
Еще один недостаток торговли на маркетплейсах связан с большими очередями на пунктах приема. Хотя этого минуса можно избежать, поручив доставку до склада надежному перевозчику.