Компания NielsenIQ, которая собирает статистику продаж потребительских товаров, провела исследование ниши продукции для животных. Специалисты проанализировали данные за один год — с мая 2023-го по апрель 2024-го. Результаты выглядят оптимистично для тех, кто собирается начать торговать зоотоварами:
- Ассортимент продукции увеличился на 8,8 %. Для сравнения: для продуктов питания этот показатель вырос лишь на 2,2 %, а для детских товаров — на 3 %.
- Продажи кормов увеличились на 10 %. Все большее количество россиян готовы переводить своих питомцев на готовые продукты.
- Деликатесы и лакомства стали покупать на 20 % активнее. Хозяева все чаще приобретают не только базовые корма, но и угощения для дрессировки и поощрения питомцев.
- На интернет-торговлю пришлось свыше 20 % продаж. Маркетплейсы активно вытесняют физические магазины, поэтому в выигрыше оказываются те, кто начинает сотрудничество с онлайн-площадками.
Маркетинговые исследования ниши проводились и другими компаниями. Так, X5 пришла к выводу, что до 97 % всех трат на животных составляет именно питание: на сухие и влажные корма приходятся 73 %, деликатесы занимают 24 %, еще 3 % — игрушки. В среднем российская семья готова тратить на своего питомца около 2 000 рублей в месяц. Среди основных статей расходов потребители выделяют корм, лакомства, ветеринарные препараты, одежду и игрушки. Такое поведение формирует устойчивый спрос, который способствует непрерывному росту рынка.
Усиление позиций продавцов зоотоваров наблюдается и на онлайн-площадках. Так, за 2023 год реализация продукции для животных на Wildberries выросла на 88 %, а на Ozon — удвоилась. Больше всего положительный эффект заметен в нише товаров для кошек. По данным Wildberries, спрос на корма и игрушки для них вырос за 2023 год примерно в 4–5 раз. В отношении кошачьих лакомств наблюдается похожая тенденция — продажи увеличились в 3,6 раза.
Чаще всего потребители предпочитают покупать на маркетплейсах корма, наполнители, ошейники, игрушки и лакомства. Стоит подчеркнуть, что продажи растут не только в категориях товаров для собак и кошек. Реализация продукции для экзотических животных тоже показывает отличную динамику. К примеру, в октябре 2022-го по сравнению с тем же месяцем 2021-го на «Яндекс.Маркете» увеличились продажи растений и грунта для аквариумов и террариумов (на 192 и 185 % соответственно). Схожий рост (на 190 %) наблюдается в категории кормушек для кроликов и грызунов.
Важным преимуществом ниши является стабильность и отсутствие явно выраженной сезонности. Товары для животных хорошо продаются и зимой и летом, ведь питомцы постоянно нуждаются в кормлении и уходе.