Модели взаимодействия с маркетплейсамиОсновных две: FBO и FBS. FBO расшифровывается как Fulfillment by Operator. Означает, что за прием, хранение, упаковку, доставку и возврат товаров отвечает маркетплейс. Например, в случае с Wildberries продавцу остается:
• оформить заявку на поставку;
• собрать товары;
• подготовить сопроводительные документы;
• передать на склад WB.
Такой формат сотрудничества удобен, если у вас нет места для хранения товара. Wildberries отгружает и доставляет заказы быстрее, чем среднестатистический интернет-магазин, который отгружает заказы на сортировочный центр один раз в сутки. У него есть сеть складов в Москве и регионах, хранить товары можно сразу на нескольких, чтобы сократить срок поставок. Платформа не предусматривает штрафов за задержку с отгрузкой в отличии от модели FBS.
Минусы: вы не начнете продавать, пока товары не поступят на склад Wildberries. Отменить заказ покупателя самостоятельно невозможно. Нужно постоянно следить за остатками и своевременно пополнять склад. Есть оплата за хранение и приемку, по сравнению с FBS комиссия выше.
FBS — Fulfillment by Seller. Приемка, хранение, упаковка и доставка в пункт приема маркетплейса — ответственность продавца. Рассмотрим на примере
«Яндекс Маркета». Вы регистрируетесь на ЯМ, размещаете свой каталог на площадке, после чего начинаете работать. Маркетплейс выступает только как интернет-витрина, физически товары находятся на вашем складе.
Когда клиент оформляет заказ, ЯМ подтверждает его согласно информации об остатках на складе. Вы собираете и упаковываете с учетом требований компании, маркируете этикетками ЯМ. Передаете готовый заказ в сортировочный пункт.
Среди плюсов FBS:
• Вы не платите за хранение маркетплейсу. Кроме того, самостоятельно следите за условиями на собственном складе. Это важно для хрупких или скоропортящихся товаров.
• Удобно продавать товары с низкой оборачиваемостью. Например, новогодние елки, которыми интересуются пару месяцев в году. Все остальное время они просто лежат на складе.
• Можно проверить спрос на новые позиции в каталоге. Просто добавить новую карточку, указать остатки и посмотреть на количество заказов.
• Допускается пересечение одного и того же товара в разных категориях. Например, рюкзак можно добавить в категории «Товары для школы и офиса» и «Одежда, обувь, аксессуары». Так вы получите больше просмотров и, соответственно, больше заказов. Внимание: допускается пересечение не более 30 % товаров.
• Остатки не привязаны к карточке. Если вдруг вам попалась неудачная партия продукции и вы получили много негативных отзывов, карточку можно просто удалить и создать новую.
• Есть возможность работать по дропшиппингу, с прямой поставкой от поставщика. То есть у вас нет товаров в наличии, вы подгружаете в систему остатки от поставщика, а потом привозите по факту заказа. В схеме FBO так сделать нельзя.
Какие минусы у FBS? Для продавца главный — те самые процессы по сборке, упаковке и доставке заказов. Ими нужно или заниматься самому, или нанимать персонал.
Фулфилмент для маркетплейсов Yunu автоматизирует процессы и обрабатывает заказы без вашего участия.