В основном все повторяют политику Wildberries. Немного строже Ozon: он штрафует за нарушение маркировки по стандартам РФ и Таможенного союза с первого раза. Хотя другие маркетплейсы при первом нарушении ограничиваются предупреждением. И в целом достаточно лояльны: им самим невыгодно «распугивать» селлеров неадекватными требованиями и огромными штрафами. Поэтому санкции накладываются только в серьезных случаях (при прямом нарушении закона, открытом мошенничестве и т. д.).
Большинство правил онлайн-площадок совпадают с требованиями законодательства РФ. Например, полностью повторяется список товаров, запрещенных к свободной продаже в РФ. В противном случае нарушителем рискует стать сам маркетплейс. Если компания не может организовать контроль качества и условия хранения для скоропортящихся продуктов и других подобных позиций, эти товары тоже запрещается продавать. Поэтому и производитель не получит штраф за «запрещенку» — система просто не даст добавить карточку в каталог.
Маркетплейс может пострадать точно так же, как и продавец. Например, в 2021 году «Яндекс Маркет» был оштрафован за рекламу продавца контрафакта. А в 2023 году Wildberries был вынужден отменить платный возврат товаров в Беларуси по решению суда и выплатить штраф за нарушение законодательства страны. Но в основном ответственность за нарушения закона несет селлер. Кроме штрафа, он также обязан компенсировать площадке возможные потери, в том числе удар по репутации.
В общем, если действовать согласно законодательству, крупных потерь у вас не будет. Но в любом случае лучше заранее ознакомиться с регламентом выбранного маркетплейса и проверить, нет ли внутренних дополнительных штрафов. Так, AliExpress использует уникальную систему для регистрации нарушений, полностью автоматизированную. Решения принимает алгоритм, повлиять на них очень сложно. Когда поставщик набирает определенное количество, AliExpress признает его ненадежным и блокирует аккаунт.
Ozon тоже использует балльную систему. Если продавец наберет 1000 баллов штрафа, аккаунт получит вечный блок. Если у селлера несколько личных кабинетов, количество штрафных баллов растет пропорционально: для двух допускается не более 1600, для трех и более — 2000. Посмотреть, сколько вы уже набрали баллов и за что, можно в уведомлениях в личном кабинете. У каждого есть срок действия, если в течение этого срока вы больше не нарушали, баллы сгорают.
Из-за чего можно получить полную блокировку на Ozon:
- Угрозы покупателям. Если за неприятный отзыв вы не извиняетесь, а ругаетесь и угрожаете расправой, могут сразу прилететь те самые 1000 баллов штрафа бессрочно. Оскорбления, нецензурная лексика приводят к штрафу в 200 баллов сроком на 3 месяца.
- Пустой или не тот заказ. Если покупатель получил от вас пустую коробку или другой товар вместо заказанного, вы получите штраф от 350 баллов сроком действия на 5 месяцев до бессрочного в 1000 баллов.
- Подделка документов. Если в ходе проверки выяснится, что вы торгуете по поддельным документам или зарегистрировали компанию аналогичным образом, за этим сразу последует вечный бан без права разблокировки.
- Фальсификаты. Если вы пытаетесь продавать копии под видом оригиналов, будьте готовы к бессрочному бану на площадке.
- Запрещенные товары. За продажу продукции, запрещенной законодательством или внутренним регламентом Ozon (например, электронных сигарет, медицинских препаратов), можно тоже получить бессрочный бан и полную блокировку карточек товаров.